Большой газовый проект Путина

Большой газовый проект Путина
Bloomberg (США): большой газовый проект Путина теперь обретает смысл. Но не совсем такой, как предполагал президент России, считает автор, видимо, присутствовавший на его стратегических совещаниях. Анализ автора достаточно объективен, если не считать традиционных пропагандистских выпадов в адрес политики Владимира Путина, которых он не позволяет себе в адрес США.
Но не совсем такой, как предполагал президент России, считает автор, видимо, присутствовавший на его стратегических совещаниях. Анализ автора достаточно объективен, если не считать традиционных пропагандистских выпадов в адрес политики Владимира Путина, которых он не позволяет себе в адрес США.

Леонид Бершидский (Leonid Bershidsky)

Втечение всего нескольких имевших важное значение недель один из наиболее амбиционных проектов российского президента Владимира Путина — система экспорта природного газа, отвечающая новым геополитическим реалиям, а не условиям эпохи холодной войны, — принял окончательную форму. Судя по всему, он сохранится без значительных изменений до того момента, пока Россия не перестанет быть ведущим экспортером энергоносителей.

Завершающими элементами этого проекта, реализация которого началась в 2001 году со строительства трубопровода «Голубой поток» к берегам Турции, стал запуск 2 декабря трубопровода «Сила Сибири» в Китай, принятые на прошлой неделе американские санкции в отношении трубопровода «Северный поток — 2», идущего из России в Германию, новая транзитная сделка с Украиной, а также запланированный на январь ввод в эксплуатацию трубопровода «Турецкий поток».

Внешнее давление и ситуация на рынке помогли сформировать российскую систему экспорта природного газа таким образом, что она теперь не может быть использована в качестве зловещего инструмента беспринципной внешней политики президента Путина. Вместе с тем, она построена так, что Россия после Путина все еще будет способна сохранить свою долю на энергетическом рынке и использовать эти возможности для создания полезного торгового партнерства. Это будет позитивной частью наследия Путина, хотя не все произошло благодаря ему.

Проблемы унаследованные и самодельные

Россия получила по наследству контракты времен Советского Союза по поставкам природного газа в Европу, и эти сделки являются одним из самых значительных источников поступления твердой валюты для испытывающей трудности российской постсоветской экономики. Но существующие трубопроводы были проложены через Украину и Белоруссию, которые были раньше частью советской империи. Однако, став независимыми государствами, они начали требовать оплату за транзит, а также настаивать на введении низких цены за поставку энергоносителей в обмен на обеспечение транзита российских энергоносителей в Европу, или, скорее, в ее бывшую коммунистическую часть, где Россия и все, что от нее исходило, перестало быть популярным.

В то же время поставщики природного газа в Центральной Азии и Азербайджане представляли собой угрозу как конкуренты, — им самим было относительно легко поставлять газ в Турцию, которая могла транспортировать его дальше в Европу.

В 2000-х годах, когда Путин и его советники разрабатывали для России концепцию «энергетической сверхдержавы», кремлевским стратегам стало понятно, что им нужна большая гибкость для увеличения поставок, а также большее экономическое влияние на соседей в Европе и в Азии. Трубопровод «Голубой поток», проложенный по дну Черного моря к турецкому порту Самсун и введенный в эксплуатацию в 2003 году, стал первым шагом в газовой игре Путина.

Мощность «Голубого потока», составляющая 16 миллиардов кубометров природного газа в год, выглядела незначительной в сравнении с мощностью примерно в 180 миллиардов кубометров построенных в советское время трубопроводов, по которым природный газ можно транспортировать в Европу через территорию Украины и Белоруссии. Новый газопровод оказывал помощь России в конкурентной борьбе в Турции, однако не решал более серьезную проблему, связанную с зависимостью от Украины и Белоруссии. Доля в импорте Европы российского природного газа продолжала уменьшаться.

В 2011 году Россия получила полный контроль над белорусской газотранспортной системой в обмен на поставку природного газа по дисконтным ценам. Однако Украина продолжала прочно удерживать контроль над газопроводами, которые составляли львиную долю экспортных возможностей России.

Путин хотел иметь более прямой доступ к южной и западной Европе. Он хотел получить возможность для обхода Украины как по экономическим, так и по политическим причинам. Трубопроводная система Украины, находящаяся под управлением компании «Нафтогаз Украины», была изношена, а «Газпром», российский монополист в области экспорта трубопроводного газа, опасался того, что будет вынужден оплачивать модернизацию украинских трубопроводов, но при этом не будет иметь большого влияния на эту операцию. В то же время Путин хотел получить возможность оказывать давление на руководство Украины для того, чтобы удерживать ее на орбите Москвы. В 2000-е годы Россия дважды прекращала транспортировку природного газа на Украину, пытаясь таким образом подчинить ее своей воле, однако без альтернативных экспортных маршрутов подобная тактика не имела шансов на успех.
В 2012 году Россия сделал еще один важный шаг и ввела в эксплуатацию трубопровод «Северный поток», который прошел по дну Балтийского моря к берегам северной части Германии. Его мощность составляет 55 миллиардов кубометров природного газа в год, что позволило увеличить российскую долю в европейском импорте. В то же время Россия стала планировать строительство «Южного потока» крупного трубопровода в южную Европу, который должен был пройти по дну Черного моря к берегам Болгарии. Оттуда он должен был быть продолжен в направлении Греции, Италии, Сербии и дальше в центральную часть Европы.

Аннексия Крыма в 2014 году заставила Путина внести изменения в карту газового экспорта. После этого Украина стала уже не просто неудобным партнером, а противником, и поэтому ее обход превратился для Путина в геополитическую необходимость. Европа тоже стала проявлять больше беспокойства по поводу возрастающей зависимости от экспорта природного газа из России, который Москва могла использовать для расширения своего политического влияния. Европейский союз в конце 2014 года положил конец проекту «Южный поток» за счет давления на Болгарию. Планы по расширению «Северного потока» с помощью дополнительной прокладки двух параллельных ниток трубопроводов (этот проект получил название «Северный поток — 2») тоже стали токсичными в политическом отношении, особенно с учетом сопротивления этому проекту со стороны Соединенных Штатов, где опасения по поводу возможного роста влияния России на Германию были дополнены желанием поставлять больше своего собственного сжиженного природного газа в Европу.

Искусство возможного

Изменения, внесенные Россией за последние пять лет в планы экспорта природного газа, отражают значительный сдвиг в ее геополитическом мышлении. Антизападные партнерства Путина с ключевыми авторитарными режимами — с президентом Турции Реджепом Тайипор Эрдоганом и председателем КНР Си Цзиньпином — нужно было подкрепить с помощью трубопроводов для транспортировки газа. В то же время Путин хотел сохранить важную линию коммуникации с Германией, склонной к проведению своей восточной политики (Ostpolitik) без учета характера существующих политических режимов. Путин, владеющий немецким языком и работавший прежде агентом советским разведки в Восточной Германии, в отношениях с Европой считает главными контакты с Германией, хотя федеральный канцлер этой страны Ангела Меркель является одним из наименее дружелюбно настроенных по отношению к Путину лидеров.

В результате «Южный поток» превратился в «Турецкий поток», мощность которого составит 31,5 миллиарда кубометров в год. По нему природный газ будет доставляться в западную часть Турции, а оттуда он будет транспортироваться на Балканы. Впервые этот трубопровод был заполнен газом в конце ноября, а Путин и Эрдоган планируют открыть его 8 января.

Ведущий в Китай трубопровод «Сила Сибири», по которому к 2024 году будет транспортироваться 38 миллиардов кубометров природного газа в год, был открыт ранее в этом месяце, а Путин и Си Цзиньпин наблюдали за этой церемонией по видеосвязи. Начало этого трубопровода находится рядом с месторождениями в Восточной Сибири, которые расположены слишком далеко от Европы, и поэтому поставки туда природного газа лишены экономического смысла.

Вместе с тем Россия начала соперничать с американскими и ближневосточными поставщиками на новом и быстро развивающемся европейском рынке сжиженного природного газа. Компания «Новатэк» — частная компания, в которой «Газпром» является миноритарным акционером вместе с французской фирмой Total SA, — в 2019 году начала экспортировать сжиженный природный газ со своего огромного завода на полуострове Ямал, а в этом году были одобрены планы строительства второй очереди этого завода с инвестициями в размере 21 миллиарда долларов («Газпром» и «Роснефть», еще одна государственная компания, имеют собственные мощности по производству сжиженного природного газа, но в основном они экспортируют его на азиатские рынки). В первом квартале 2019 года Россия с 15% доли в импорте оказалась вторым после Катара в списке самых крупных поставщиков сжиженного природного газа в Европу; Соединенные Штаты заняли четвертое место (12%). Однако данные Управления по энергетической информации США (U.S. Energy Information Administration) свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты недавно опередили Россию по этому показателю.

Все эти события почти неизбежно приводят к тому, что экспорт российского сжиженного природного газа будет увеличиваться, тогда как резервные мощности продолжат сокращаться.

Хотя суда-трубоукладчики, работавшие на строительстве «Северного потока — 2», и их владельцы попали под американские санкции, а швейцарский подрядчик Allseas приостановил работу над этим проектом, чтобы не иметь конфликтов с правительством Соединенных Штатов, этот трубопровод будет достроен. Несмотря на замедление темпов его строительства, Петер Байер (Peter Beyer), координатор немецкого правительства по трансатлантическим вопросам, в интервью одной из радиостанций в понедельник сказал, что, по мнению правительства Германии, этот трубопровод будет введен в строй во второй половине 2020 года.

Подобная отсрочка вынудила Россию улучшить условия сделки с Украиной по сравнению с тем, какими они были бы в случае отсутствия санкций в отношении трубопровода «Северный поток — 2». Поскольку срок действия транзитного договора истекает в конце этого года, Россия пыталась добиться его продления всего на один год. Украина и Евросоюз, выступающий в качестве посредника на переговорах, пытались добиться подписания 10-летнего контракта, который устанавил бы минимальный объем ежегодной транспортировки газа «Газпромом». Украина ежегодно получает примерно 3 миллиарда долларов от Газпрома за транзит, и без этих средств в ее бюджете может образоваться значительная прореха.

Россия согласилась на то, чтобы прокачать не менее 65 миллиардов кубометров природного газа в 2020 году (немного меньше, чем предполагаемый объем импорта в текущем году) и 40 миллиардов кубометров в последующее годы.
Обе стороны пошли на компромисс по поводу судебных споров, возникших в результате проблемных партнерских отношений в области газового бизнеса между этими двумя странами. «Газпром» согласился выплатить «Нафтогазу» 3 миллиарда долларов по решению арбитражного суда, а «Нафтогаз» отозвал дополнительные иски на 8 миллиардов долларов и отказался от каких-либо дополнительных претензий.

Кроме того, могут быть достигнуты и другие компромиссы. На Украине появились сообщения о том, что Россия может возобновить прямые поставки природного газа для собственных нужд Киева, — такой вариант был немыслимым при предыдущем правительстве президента Петра Порошенко, когда Украина покупала газ в Евросоюзе, а не напрямую у захватчика Крыма. Россия отрицает, что прямые поставки были частью заключенной сделки, однако нынешний президент Украины Владимир Зеленский настроен более прагматично, чем Порошенко, и хочет закончить вооруженный конфликт, спровоцированный Россией в восточных регионах Украины. Новая газовая сделка, которую посредник из Евросоюза назвал выгодной (win-win) для обеих сторон, показывает, что Путин с его коммерческим подходом к внешней политике положительно оценивает желание Зеленского договариваться и его готовность к компромиссам.

В результате Украина продолжит оставаться важным столпом в новой российской схеме экспорта природного газа, по крайней мере на ближайшие пять лет. Хотя Путин первоначально не хотел этого и делал все возможное, чтобы каналы поставок прошли в обход Украины, российская экспортная схема оказалась в результате на удивление сбалансированной. Она связывает Россию с Китаем, Турцией, а также с южной, северной и восточной Европой. Все эти рынки являются конкурентными, особенно в Европе, где Евросоюз принял жесткие меры против предпринятых ранее «Газпромом» попыток монопольно устанавливать цены.

Путин, вероятно, составлял свои планы в отношении экспортных каналов и изменял их в надежде на получение рычагов геополитического давления. Именно это — а также связанные со строительством трубопроводов крупные инфраструктурные контракты для людей из близкого кремлевского окружения — помогает оправдать десятки миллиардов долларов, вложенные в проекты по строительству трубопроводов и производству сжиженного природного газа. В течение последних пяти лет ежеквартальные капитальные расходы «Газпрома» составили 6,4 миллиарда долларов, или 23% от среднего ежеквартального дохода за тот же период. Тем не менее эта компания продолжает оставаться прибыльной, однако ее долговая нагрузка увеличилась более чем в два раза с 2013 года, тогда как доходы выросли на запланированные 40% в сравнении с 2014 годом.

Теперь, когда инфраструктура в значительной мере уже создана, а месторождения уже работают или будут введены в эксплуатацию в ближайшее время, максимальная себестоимость экспорта природного газа будет относительно низкой, и Россия, таким образом, обеспечила себе значительный поток экспортных доходов на быстро меняющемся глобальном газовом рынке. Это важно для страны, которая в 2018 году экспортировала природный газ на сумму 49,1 миллиарда долларов и получила около 7% своих бюджетных доходов от газовой отрасли.

Партнеры России в области поставок природного газа в конечном счете, конечно же, откажутся от ископаемого топлива. Однако это произойдет не скоро, поскольку и Европа, и Китай будут нуждаться в большем количестве газа из-за отказа от использования угля. Согласно имеющимся прогнозам, на Россию по крайней мере до 2040 года будет приходится треть газовых поставок в страны Евросоюза.

К этому времени Путина уже не будет, однако торговля Россией энергоносителями будет более диверсифицированной, чем в момент его прихода к власти. Менее жесткие российские правительства смогут использовать это как основу для установления добрососедских отношений, а не как инструмент для оказания давления. Результат реализации крупных проектов Путина показывает, как многочисленные игроки — Путин, амбициозный авторитарный правитель, его ситуационные союзники Эрдоган и Си Цзиньпин, такие его соперники как Соединенные Штаты, такие его вынужденные партнеры как Евросоюз и такие его жертвы как Украина, — могут объединить усилия для создания чего-то стоящего.
Если вам понравился материал, вы можете поделиться ним на своей странице в соц. сетях:
Добавить комментарий

Рубрики

Последние сообщения

Популярные метки

Из ленты А-Я

Подписаться на новости