Рождение смыслов для новой цивилизации

Рождение смыслов для новой цивилизации
Природа глобальных угроз такова, что их нельзя уничтожить, можно лишь минимизировать ущерб.
Последние 30 лет, говоря о национальной безопасности, мир подразумевал подготовку к широкому спектру угроз существованию человечества и их устранению. В качестве альтернативы национальная безопасность соотносилась с «человеческой безопасностью» в попытке противостоять угрозам как для всей планеты, так и для национального суверенитета.

Но эти усилия по большей части не принесли ожидаемого результата, и пришло время попробовать новый подход. Вместо того чтобы расширять определение национальной безопасности, сначала его необходимо сузить. Это означает, что следует отличать национальную безопасность от глобальной, и поставить на ее место военную безопасность наряду со многими другими, не менее важными приоритетами.

Следует начать с ответов на четыре основные вопроса: что или кого защищать? От какой угрозы или угроз? Кто защищает? И как обеспечивается защита?

В своей классической форме национальная безопасность предполагает защиту национальных государств от военной агрессии. Точнее, как говорится в статье 2 (4) устава Организации Объединенных Наций, речь идет о предотвращении или противодействии «угрозе или применению силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства».

В настоящее время мир сталкивается с другими угрозами, включая кибератаки и терроризм, хотя такие формы агрессии должны финансироваться государством и быть направлены против другого государства, представляя угрозу территориальной целостности или политической независимости. Следовательно, эти угрозы действительно можно отнести к подмножествам военной безопасности. Изменение климата, с другой стороны, представляет собой экзистенциальную угрозу для многих островных государств, так как влечет за собой повышение уровня океана. Не меньшую опасность оно представляет и для стран с засушливым климатом, усугубляя процесс опустынивания и проблему нехватки воды.

Более того, в то время как в 1945-м году мир был почти полностью определен национальными государствами, сегодняшние эксперты в области безопасности должны также сосредоточиться на угрозах, которые выходят за пределы границ. В отличие от военной агрессии, такие явления как терроризм, пандемии, международные преступные синдикаты, дезинформационные кампании, нерегулируемая миграция и нехватка продовольствия, воды и энергии могут и не представлять угрозы для политической независимости или территориальной целостности конкретного государства. При этом они создают реальную проблему для благополучия людей в мире.

Различие между национальной и глобальной безопасностью не просто семантическое. Суть третьего вопроса: кто защищает? Национальная безопасность - это задача правительств и довольно небольшой группы людей внутри страны, которые традиционно практически полностью сосредоточены на военном аспекте проблемы. Впрочем, в последние годы направление их деятельности несколько расширилось, и теперь учитывает такие вопросы как кибербезопасность, безопасность системы здравоохранения и экология, но эти проблемы рассматриваются крайне поверхностно.

Мышление с точки зрения глобальной безопасности, напротив, открывает двери для участия гораздо более широкой группы людей - начиная от мэров и губернаторов, которые несут прямую ответственность за благосостояние жителей своих городов. Например, после терактов 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах чиновники активно участвуют в борьбе с террористами. Они могут обсуждать данные вопросы со своими коллегами по всему миру так же, как и представители Госдепа или Минобороны и силовых ведомств.

В более широком смысле глобальная безопасность не имеет официальных границ. Руководители предприятий, общественные группы, филантропы, профессора и просто общественники могут предпринимать и объединять усилия для решения общего дела. Действительно, кризис Covid-19 предоставил множество примеров эффективного руководства, помимо национальных правительств.

Например, в то время как правительства США и Китая использовали эту пандемию для усиления двусторонней напряженности, множество международных исследовательских команд, фондов, предприятий и правительственных учреждений совместно работали над вакциной и прорабатывали методы лечения Covid-19, не ставя во главу угла национальную принадлежность.

Более широкое участие в усилиях по обеспечению глобальной безопасности также все больше разрушает границу между «внутренними» и «международными» делами и политикой. Здравоохранение, окружающая среда, энергетика, кибербезопасность и уголовное преследование традиционно рассматривались как внутренние вопросы, а эксперты по вопросам внешней политики и безопасности представляли собой совершенно отдельную касту, которая определяла отношения между странами и международными организациями. Но эта грань будет постепенно стираться.

Эти сдвиги, в свою очередь, создадут возможность вести диалог по вопросам глобальной безопасности более широкому кругу людей. Несмотря на некоторые постепенные изменения в военной сфере за последние годы, гораздо больше женщин и представителей не европеоидной расы занимают видные посты в городских правительствах и в таких областях как здравоохранение и защита окружающей среды.

Последний кусочек головоломки - как обеспечить глобальную безопасность. Традиционная военная безопасность в конечном итоге ориентирована на победу. Но многие глобальные угрозы в первую очередь требуют большей стабильности. Таким образом цель состоит не столько в том, чтобы уничтожить врагов за границей, сколько в том, как упрочить безопасность дома.

Мы, конечно, все еще хотим «победить», если победа означает преобладание над вирусом или уничтожение террористической ячейки или дезинформационной сети. Но природа глобальных угроз такова, что их нельзя уничтожить, можно лишь минимизировать потенциальный ущерб. «Вооружение» людей средствами диагностики и снижения опасности, а также помощь в адаптации к новым обстоятельствам является лучшей долгосрочной стратегией.

В настоящее время от Covid-19 умерло почти вдвое больше американцев, чем во время войны во Вьетнаме. Но многие национальные лидеры в США и других странах по-прежнему сосредоточены на конкуренции великих держав и, по-видимому, мало задумываются о растущем числе жертв пандемии, пытаясь отвлечь собственное население, указывая пальцем на другие страны. И все же уроки этого кризиса будут иметь большое значение для обеспечения безопасности в будущем.

Это особенно актуально для молодого поколения. Некоторые уже говорят, что Covid-19 - это новое 11-е сентябре. Вместо высокомилитаризованного антитеррористического ответа, который был дан США после тех атак на небоскребы, страна должна проработать новую стратегию, «ориентированную на благосостояние людей», с акцентом на здоровье, процветание и возможности. В некотором смысле это и есть безопасность.
Если вам понравился материал, вы можете поделиться ним на своей странице в соц. сетях:
Комментарии   
0 # Мухиддин Окилов 19.06.2020 20:21
Да, стратегия «ориентированную на благосостояние людей», с акцентом на здоровье, процветание и возможности. Да, это и есть безопасность! Благодарю!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий

Рубрики

Последние сообщения

Популярные метки

Из ленты А-Я

Подписаться на новости